СТИЛЬ КИТАЙСКОГО САДА

САД YUYAN

Китайский сад формировался 3000 лет как стиль ландшафтного дизайна. Это могут быть огромные императорские сады и сады небольшие, принадлежавшие ученым, чиновникам, купцам. Они созданы для размышлений и уединения. Каждый напоминает идеальный миниатюрный природный ландшафт и выражает единство человека и природы.

Обычный китайский сад огорожен стеной, включает пруд, группы камней, деревьев, цветов, залы, павильоны, которые соединяют извилистые дорожки или зигзагообразные галереи. Каждая часть сада – тщательно подобранная сцена. Императорский сад – это масштабная картина мира, а частный – подробно детализирован и включает много миниатюрных композиций.  Оба объединяет философия единства. 

История китайского сада

QIUXIA

Первые упоминания рассказывают о китайских садах в долине реки Хуанхэ во времена династии Шан (1600 — 1046 г. до н. э). Эти сады были большими закрытыми парками, где правители и придворные охотились на дичь или выращивались фрукты и овощи. Надписи того периода говорят о трех видах сада: Йо, Пу и Юань. Первый сад был царственным садом и в нем было много зверей и птиц. Во втором саду выращивались растения. Последний сад, Юань, со временем стал основой для создания китайского сада. Он являл собой замкнутый квадрат, где были стены, пруд и растения. 

Царские китайские сады описаны в поэзии того времени. Например, сад-парк Терраса, Пруд и Парк Духа короля Венгвана, созданный на запад от его столицы, города Инь, описан как место, где прогуливается и может наблюдать свободно за тем, как пасутся олени и их оленята, как красивы белые журавли и пруды полны рыбы.  В “Записях великого историка” Шиджи описан еще один королевский сад Шаки (Песчаные Дюны), созданный Шан, правившем в 1075 — 1046 г. до н.э. Согласно “Записям…”, в центре была большая смотровая площадка, а во дворце был построен бассейн, по которому свободно могли плавать несколько небольших лодок одновременно. В его центре был насыпан остров, а сам бассейн был наполнен вином. В китайских летописях описано еще много величественных садов, где были роскошные дворцы, озера, лодки в виде драконов.

Большое влияние на стиль китайских садов на протяжении многих веков имела одна легенда о восьми бессмертных, которые проживали на вершине горы Пэнлай. Они жили вечно, в благоденствии в дворцах из серебра и золота. Вокруг росли деревья с драгоценностями. Там не было ни зимы, ни боли, а вино и рис никогда не исчерпывались. 

ZHAN YUAN

Один из великих правителей раннего Китая – Ин Чжен, вдохновившись легендой о рае на горе, послал воинов найти этот рай и добыть эликсир бессмертия. Но безуспешно. Однако, он недалеко от своей столицы, Саньяна, создал сад с большим озером Ланчи-Гун. В центре его возвели копию горы Пэнлай. В 206 г. до н.э. он умер, а его столица и сад были уничтожены. В хрониках китайских историков, художественных произведениях упоминаются Озеро Высшей Сущности, Сад генерала Лян Цзи и др. большие сады-парки. Однако легенда продолжает вдохновлять китайских садовников создавать у себя маленькие копии острова Бессмертных.

С началом нашей эры в Китай пришел буддизм и при каждом храме устраивали свои сады и садики. Сады стали вдохновлять поэтов на создание сборников стихотворений. Такими примерами стали Сад Золотой долины, Павильон Орхидей. Императоры стали организовывать сады и ставить там спектакли.

Во времена расцвета Китая и сад стал процветать. Во многих, даже самых маленьких садиках, пытались воссоздать все-ту же райскую картину из легенды о Бессмертных и всегда давали им поэтичные названия. Также начали развиваться селекция, одомашнивание диких растений, черенкование, прививка и размножение растений. Создавались трактаты и каталоги растений. 

Во времена династии Тан Китай в экономическом плане стал процветать. Это способствовало и процветанию садов. В рукописных источниках описывают огромный сад, построенный Великим Министром Империи Тан Ли Дэю. В нем было больше сотни разных павильонов и сооружений, большая коллекция камней и экзотических растений. Одними императорами создавались сады, другие их разрушали, а некоторые ученые брали плату (чисто символическую) за посещение своих садов. 

Почти все древние и давние сады Китая остались лишь в летописях и лишь немногие дожили до нашего времени. Одни сильно видоизменились, другие же сохранили почти исторический вид. Например, сад Павильон Голубой волны в Сучжоу. Он был построен в 1044 г. н.э. поэтом Су Шуньцин или Сад мастера сетей, называемый Рыбацким Приютом. В Сучжоу осталось много примеров давнего садового дизайна. 

Каждая династия императоров вносила свой вклад в садовое искусство Китая. Затянувшийся Сад, Сад Юйюань, Сад Совершенствования, Сад Цзичан, Сад Летний Дворец, Сад Кейуан могут наочно продемонстрировать свою красоту. Их строили не только правители, но и ученые, философы, поэты, государственные деятели. Они – роскошны, они вдохновляют и обязательно заставят задуматься о неосязаемом. 

Дизайн китайского сада  

THE HUMBLE ADMINISTRATORS GARDEN

Китайский сад раскрывается постепенно. Его нельзя увидеть сразу. Он состоит из каскада пейзажей. Он призван скрыть вульгарное и простое, а показать совершенство. В нем нет четких ровных линий, а есть ассиметрия и плавность. Он всегда окружен стеной и включает в себя пруд, павильон для наблюдения, а растения аккуратно подобраны друг к другу.

Архитектура сада

В китайском саду много архитектурных сооружений: залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, беседки и башни. 

  • Тин – Церемониальный зал для торжеств или церемоний с внутренним двором и находится недалеко от въездных ворот
  • Да тинг – Главный павильон принимает гостей и окружен верандой
  • Хуа тинг – Павильон цветов располагается рядом с домом и в нем выращиваются растения, и есть альпинарий
  • Павильон Сиань с четырьмя дверьми и подвижными стенами, чтобы раскрывать панорамы сада
  • Лотосовый павильон строят рядом с прудом
  • Павильон Юань Ян Тин – павильон уток мандаринов разделен на две части: северную и южную

Кроме этих достаточно больших сооружений, в китайском саду можно увидеть такого же плана строения, только поменьше. Они предназначены для обеспечения укрытия от солнца и дождя, для осмотра сада и для отдыха. Их располагают там, где можно за чем-то наблюдать, что-то слушать, где красивый вид на пейзаж. Они бывают отдельно стоящие, а бывают частью другого строения. Каждое из этих зданий обязательно имеет свое название, которое выражает смысл его предназначения: Павильон Пикового поклонения, Павильон Луны и Ветра, Павильон слушанья дождя и т. п.

Еще в китайском саду строят смотровые башни (лу или гэ). В некоторых садах возведены каменные павильоны в виде лодки у пруда. Они состоят из беседки, зала в центре и двухэтажного здания, которое смотрит непосредственно на пруд. Есть также небольшие закрытые дворики, устроенные для того, чтобы отдохнуть, помедитировать, порисовать, попить чая. 

Важный элемент китайского сада – это галереи (ланг). Эти узкие змеевидные (реже прямые) узкие и крытые коридоры соединяют здания, прячут посетителей от дождя и зноя, и разделяют сад на части. В них сделаны окошки, квадратные, круглые или, иногда, неправильной геометрической формы, для осмотра пейзажа мельком.   

Окна и двери в китайском саду – обязательный элемент– бывают округлыми, овальными, шестиугольными, восьмиугольными, иметь форму вазы или фрукта. Они всегда очень красиво оформлены. Мосты и мостики – еще одна характерная черта сада. Формы у них бывают разнообразные: прямые, зигзагообразные, арочные. Предназначение у мостов прямое (для передвижения) либо декоративное (для осмотра сада, как элемент картинки). Их строят из камня или дерева. 

RETREA & REFLECTION GARDEN

Часто в садах Китая создавались небольшие отдельно стоящие здания для уединения и медитации, а также здания для библиотек или студий (шуфан).  

Сад Камней и горы

В каждом китайском саду всегда есть хотя-бы маленький Сад Камней. Гора для китайцев – это символ добродетели, стабильности и выносливости. Об этом говорит конфуцианство и Книга перемен, а также легенда о Бессмертных. В давние времена их создавали большими, каскадами, и строили наверху смотровые павильоны. Во времена династии Цин создавать эпохальные горы и сады камней стало немодно. А сейчас, это один большой камень, символизирующий основную гору и ряд камней помельче для отображения горного массива в Саду Камней. Некоторые небольшие сады внутри двориков состоят из белого песка и камней, расставленных по периметру и внутри. В лунном свете они похожи на настоящие озера. Это такой родоначальник японского сада дзен – “сухой сад”.  

Вода

ЗАТЯНУВШИЙСЯ САД

Центральным звеном китайского сада является пруд или озеро. Возле него располагаются основные здания и павильоны. Всегда в пруду растет лотос и плавают рыбки, обычно золотые. Согласно Книге перемен, вода – это легкость и общение, она несет пищу для жизни на своем пути. Вода в саду всегда рядом с горой и представляет собой мечты и бесконечность пространств. Форма у пруда размытая и скрывает от посетителя на другом берегу его берега. Так создается иллюзия бесконечности озера. В большом императорском саду таких водоемов могло быть несколько. В небольшом саду он единственный и окружен садом камней, сооружениями и растениями. В среднем по размеру саду может быть озеро и несколько ручейков с мостами или длинное озеро с каналом и мостом над ним, визуально разделяющим его на две части. 

Также вокруг растут растения, стоит каменный сад и построены здания. 

Растения

Растения в китайском саду – четвертый важный элемент этого стиля сада. У них такое же важное предназначение, как у сооружений, камня и воды. В нем всегда росли сосна, бамбук, китайская слива. В местном климате эта тройка даже зимой остается зеленой. Сосна – символ долголетия и упорства, постоянства в дружбе. Бамбук – символ мудрого, скромного, всегда учащегося и гибкого человека, не ломающего даже в самый сильный шторм. Слива – возрождения после зимы и прихода весны. Ценится она за розовые и белые цветки, а также за сладкий аромат. 

В садах Китая растут персики (символ долголетия и бессмертия), груши (символ справедливости и мудрости, долгой дружбы или романтики), абрикосы (символ пути военного начальника или госчиновника), гранатовые деревья (символ плодовитости), ивы (дружба и радость). Цветы также олицетворяли желания. Пион – символ богатства, орхидея – символ благородства и невозможной любви, а лотос стал символом поиска знаний. Эти три цветка обязательны, как и хризантемы. 

MASTER OF THE NEST GARDEN

В саду обрезка почти не применялась. Давние китайские ландшафтные дизайнеры пытались сохранять свои растения в природном виде. Особенно ценились вычурные карликовые деревья с искревлеными стволом и ветками для создания миниатюрных пейзажей.

Заимствующий пейзаж (Цзецзин)

Важным аспектом в дизайне китайского сада есть заимствование окружающего сад пейзажа. Цель этого приема в том, чтобы созданный вручную сад был часть этого ландшафта и казался бесконечным. 

Для садовода Китая важно, как выглядит его сад во времена года или время суток. Как и в наше время, так и в древности, дизайнеры учитывали как определенные части сада будут выглядеть лучше всего зимой, какие весной, летом и осенью, какие лучше лицезреть днем, а какие ночью. 

Скрыть и удивить

Еще один прием, использовавшийся и используемый, это тайное, которое становится неожиданно явным. Помните, вначале писалось о том, что китайский сад состоит из нескольких отдельных самих по себе сцен? Их объединяют с помощью галерей, отделяют стенами сооружений, зарослями”лунными воротами”, экранами из растений, извилистыми дорожками. Гость в таком саду открывает что-то новое лишь тогда, когда доберется до контрольной точки, последнего момента. 

Философия сада

Китайский сад предназначен, как и когда-то, для использования и для любования. В нем проводятся всевозможные торжества, учат письму, чтению, музыке. В саду пьют чай и медитируют. Даосизм сделал сад местом для достижения просветления путем созерцания единства творения, где царят гармония и порядок. В нем две противоположности, инь и янь, дополняют друг друга, сокрытое становится явным, а пейзаж никогда не закончится. 

CHINESISCHER GARTEN В ГЕРМАНИИ

Каждый китайский сад – это поиск рая, затерянного мира, утопической вселенной и бессмертия. В этих садах четко видится, как творчество человека может стать частью природы. В них стараются, как можно точнее, имитировать природу и проявить ее во всей ее красоте. . 

Влияние сада на мир

Китайский сад повлиял за время своего существования на все стили садов. Очень многое из него перешло в японский сад. Это обмен знаниями, озера и павильоны наподобие китайских, интимные сады для медитации и отдыха, сад камней, церемония чаепития в саду, воссоздание островов бессмертных.

В европейские сады вместе с путешественниками пришла природная линия, отсутствие четкой геометрии, асимметрия, беседки в китайском стиле с крышами-лодочками, маскировка,натурализм, мосты. Он вмешался в строгую геометрию французского сада, английский формальный сад, царский русский сад. К концу ХIX века в Европе не было страны, в которой не было бы мотивов китайского сада. 


© 2013 - 2019 Сайт о розах. Все права защищены.